Здравствуйте. В СК РФ направлено письменное заявление о ряде преступлений, совершенных сотрудниками полиции во время ОРМ и следствия, со ссылкой на конкретные листы уголовного дела, подтверждающие это. По закону, насколько я понимаю, сообщения о преступлении должны быть зарегистрированы в КУСП и заявителю должны быть выданы номера и дата регистрации сообщений и кто эти сообщения принял. Но СК РФ на письмо ответил лишь следующим образом — сообщил, что направил «обращение» для организации служебной проверки в службу собственной безопасности МВД для принятия решения в порядке ст.ст.144–145 упк рф. Вопрос — обязаны ли они были сначала зарегистрировать эти пришедшие к ним по почте сообщения о преступлении и лишь потом начинать действовать?
Ведь в СК РФ ведется КУСП и внутренняя инструкция обязывает их регистрировать сообщения о преступлении и сообщать об этом заявителю.
Вопрос задан: 11 Июня 2016, 12:15
Автор вопроса: Борис, г. Москва
Да, должны были
Но так как ВЫ опи сали часто делается по той причине, что зарегистрировава такое сообщение по нему должно быть обязательно быть принято процессуальное решение, а это отнимает у них время.
ВЫ можете сообщить о нарушении в вышестоящее управление СК РФ
Приказ СК России от 11.10.2012 N 72
«Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации»
(вместе с «Инструкцией об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации»)
Статья 144. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
[Уголовно-процессуальный кодекс РФ]
[Глава 19]
[Статья 144]
1. Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель
следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом
совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции,
установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не
позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке
сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь,
руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы
для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы,
изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать
судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать
заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места
происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование,
требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований
документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях
специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения
письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Да, обязаны зарегистрировать сообщение о преступлении в соответствии с Приказом СК России от 11.10.2012 N 72
«Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации»
(вместе с «Инструкцией об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации») кроме случаев, если сообщение не содержит сведений об обстоятельствах, указывающих на признаки преступления.
Согласно п.18 Инструкции
18. Для регистрации поступивших и принятых сообщений о преступлении, обеспечения контроля за соблюдением сроков их проверки и полученными результатами, а также принятием процессуальных решений в следственных органах Следственного комитета ведется книга регистрации сообщений о преступлении (далее — книга) (приложение N 2).
Согласно п.21 Должностное лицо, принявшее сообщение о преступлении, обязано принять меры к незамедлительной его регистрации в книге, ведущейся в том следственном органе Следственного комитета, в котором оно проходит службу, если иное не установлено настоящей Инструкцией.
Но, согласно п.20
Заявления и обращения, которые не содержат сведений об обстоятельствах, указывающих на признаки преступления, не подлежат регистрации в книге и не требуют процессуальной проверки в порядке, предусмотренном статьями 144, 145 УПК.
Такие заявления, обращения регистрируются как входящие документы и рассматриваются в порядке, установленном статьей 124 УПК или Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060; 2010, N 31, ст. 4196; 2012, N 31, ст. 4470), а также соответствующими организационно-распорядительными документами Следственного комитета. Заявители письменно уведомляются руководителем следственного органа Следственного комитета или его заместителем о принятом решении с разъяснением им права и порядка его обжалования. В ответе также указываются конкретные обстоятельства, подтверждающие отсутствие предусмотренных УПК оснований для проведения соответствующей процессуальной проверки.
СБ МВД может провести проверку, но решение должен принимать следователь СК, а СБ МВД может лишь направить сообщение по подследственности в тот же СК.
Пишите жалобу. Можно сразу Бастрыкину. Все равно спустят в низ, но на путь истинный наставят
Вам надо либо сделать письменный запрос, либо лично обратится с вопросом о регистрации. Лучше конечно это сделать в письменном виде, но передать лично для избежания волокиты бюрократических проволочек (канцелярия, почта, ошибки в организации работы с заявлениями и сообщениями о преступлениях).
При желании можно направить и жалобу, как предусмотренную ст.124 УПК РФ, их рассматривают в 3х дневный срок, так и о привлечении к дисциплинарной ответственности за нарушение учетно-регистрационной дисциплины.
Наглое укрывательство преступлений возможно было лет 10 назад, в настоящее время прокуратура периодически осуществляет контроль всех зарегистрированных преступлений и обращений граждан.
Согласно ст.7 УПК РФ 3. Нарушение норм настоящего Кодекса судом, прокурором, следователем, органом дознания, начальником органа дознания, начальником подразделения дознания или дознавателем в ходе уголовного судопроизводства влечет за собой признание недопустимыми полученных таким путем доказательств.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 440-ФЗ)
Установлена даже уголовная ответственность за вмешательство в деятельность органов следствия.
Исключения касаются преступлений следователя, не связанных со сбором доказательств по делу. Например: получение взятки, злоупотребления или превышение власти, не связанные с расследованием дела.
В Вашем случае, принятие и передача заявления была осуществлена с учетом требований п. 20 приказа СК России от 11.10.2012 N 72 «Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации»
Сотрудники, осуществляющие ОРД в приказе не поименована, но руководство следственного органа, подошло к этому вопросу исключительно формально.
В этой связи возможно, интересной покажется следующая статья
Юмашев Н.С., Юмашев А.Н. К вопросу о нарушении порядка рассмотрения заявлений о преступлениях, установленного УПК РФ // Российский следователь. 2015. N 4. С. 12 — 16.
Авторы пишут, что
На мой взгляд, в ней достаточно наглядно проиллюстрирована вся порочность системы уголовного преследования, в части рассматриваемого вопроса.
Но окончательное решение по уголовному делу на листы которого идёт ссылка, уже принято. И именно поэтому в данном случае указываются конкретные обстоятельства совершения преступлений. Кто и какие преступления совершил. Обоснование и ссылки на процессуальные документы. Разьве они и в этом случае могут сослаться на 20 пункт Инструкции?!!!
11 Июня 2016, 15:28
В таком случае СК РФ обязан провести проверку заявления и принять решение о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела
Для привлечения к ответственности необходимо доказывать не грубейшие нарушения закона — а фальсификацию результатов ОРД, в целях уголовного преследования лица, заведомо непричастного к совершению преступления, либо в целях причинения вреда чести, достоинству и деловой репутации.
И если данные факты имеют или имели место быть, то заявлять о них следует в отрыве от рассматриваемого уголовного дела.