Защита деловой репутации

Согласно ст.4 и ст.10 Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» не допускаются любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут нанести ущерб деловой репутации других хозяйствующих субъектов — конкурентов (в том числе распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации).

К числу существующих законных форм защиты информации относят патентование, использование норм авторского права, применение правовых норм об обязательствах, сокрытие информации, составляющей коммерческую тайну, направленной на ограничение полных сведений о жизнедеятельности организации.

Источником информации, непосредственно затрагивающей деловую репутацию организации, могут быть сообщения о ней третьих лиц — достоверные либо ложные. В последнем случае этой репутации может быть причинен вред. Наиболее часто подрывается деловая репутация именно коммерческих организаций путем оглашения другими лицами (как правило, через средства массовой информации) не соответствующих действительности сведений, посредством распространения кем-либо собственной рекламы. Подобные действия являются, как правило, следствием конкуренции на рынке.

Эти случаи представляют собой более узкие и условно самостоятельные виды посягательств на деловую репутацию юридических лиц, когда они проявляются в виде недобросовестной конкуренции или ненадлежащей рекламы (недобросовестной, недостоверной, неэтичной, заведомо ложной и иной).

Защита деловой репутации организации закреплена в ст.152 ГК, в случае распространения о ней не соответствующих действительности порочащих измышлений. При этом заинтересованное лицо имеет право требовать по суду опровержения ложных сообщений, а также право на опубликование своего ответа в средствах массовой информации, изложивших сведения, порочащие его деловую репутацию. Аналогичное право организациям предоставлено и ст.ст.43–46 Закона «О средствах массовой информации».

Защита деловой репутации юридических лиц может быть реализована только в гражданском порядке. Уголовно-правовой ответственности за посягательства на описываемое благо юридических лиц у нас нет, поскольку потерпевшими, как, впрочем, и подсудимыми, в уголовном деле о клевете или оскорблении могут быть только граждане.

Свою деловую репутацию юридическое лицо может защитить, обратившись в суд общей юрисдикции, арбитражный суд или третейский суд в случаях, установленных законом, международным договором или определенных договором сторон — потенциальных истцов и ответчиков. Защита деловой репутации организации возможна также и в административном порядке. Например, распространялась реклама, порочащая деловую репутацию юридического лица — конкурента, федеральный антимонопольный орган (его территориальное подразделение) согласно ст.29 Закона «О рекламе» обязывает нарушителя осуществить контррекламу в установленный срок в полном объеме за свой счет посредством того же средства распространения, с использованием тех же характеристик продолжительности, пространства, места и порядка, что и опровергаемая ненадлежащая реклама. Вместе с тем, применение данного способа защиты не лишает заинтересованное юридическое лицо права в общем порядке предъявить в суд иск о защите своей деловой репутации, если принятых мер оказалось недостаточно.

Защита деловой репутации юридического лица, обратившегося в суд с иском требует необходимости доказать, что:

  • порочные сведения, не соответствующие действительности, распространены;
  • сведения стали известны третьему лицу (неопределенному кругу лиц), не считая самого распространившего эти сведения;
  • сведения распространены именно определенным субъектом.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий иск в гражданско-правовом порядке удовлетворению не подлежит.