Защита интеллектуальной собственности

18 декабря 2007 года была принята четвертая часть Гражданского кодекса РФ, содержащая единственный раздел VII («Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации»), которая в соответствии с Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. № 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» введена в действие с 1 января 2008 г.)

Необходимость правового реформирования данной отрасли права была вызвана актуальностью проблем, разрешить которые могла бы защита интеллектуальной собственности в комплексе видов ответственности, предусмотренных действующим российским законодательством.

Согласно ст.1225 ГК РФ результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется защита интеллектуальной собственности, являются:

  1. произведения науки, литературы и искусства;
  2. программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);
  3. базы данных;
  4. исполнения;
  5. фонограммы;
  6. сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);
  7. изобретения;
  8. полезные модели;
  9. промышленные образцы;
  10. селекционные достижения;
  11. топологии интегральных микросхем;
  12. секреты производства (ноу-хау);
  13. фирменные наименования;
  14. товарные знаки и знаки обслуживания;
  15. наименования мест происхождения товаров;
  16. коммерческие обозначения.

Все это считается интеллектуальной собственностью, которая охраняется законом и требует юридического сопровождения, судебной защиты, урегулирования досудебных споров путем мировых соглашений и возмещения денежных или иных компенсаций согласно достигнутых соглашений. Помощь, которую окажет, в таких случаях, адвокат по защите интеллектуальной собственности должна быть действенной и квалифицированной, поскольку размер причиняемого вреда является трудно измеримым по последствиям и дает преимущество конкурентам заработать прибыль на рынке услуг и на время устранить соперника по бизнесу.